Что было дальше? Прежде всего, сам министр отреагировал в категорической форме: мол, все это чушь, как вы могли подумать?! - и уехал по оборонным делам в Афганистан. Пока он отсутствовал, буквально за пару дней, целая армия как специалистов, так и добровольцев путем, в основном, простого квадратно-гнездового гугления (мгновенно создан специальный ресурс: http://de.wikipedia.org/wiki/GuttenPlag_Wiki), нарыла такое, что лучше было бы ему никуда не ехать, а вплотную заняться этим делом. Оказалось, что вся диссертация состоит по преимуществу из краденых отрывков из чужих сочинений: на 21 февраля, 21.5% диссертации идентифицированы как плагиат. Всплыла еще одна неприятная для фигуранта дела подробность: оказывается, в процессе работы (еще не факт, что она имела место, но это другая история) он использовал "помощь" научной службы Бундестага, предоставившей ему материалы, которые он без изменения включил в диссертацию. Речь идет о служебном злоупотреблении, т.к. он не имел права прибегать к помощи этой службы для личных нужд.
Скандал, конечно. Но мне интересно то, как общество - в том числе и научное - реагирует на этот (грозящий стать прецедентным) случай. А вот как. В университете Байройта создана специальная комиссия по расследованию обстоятельств дела. Она и только она компетентна выносить решение об отзыве докторской степени. Никаких, не к ночи будут помянуты, государственных ВАКов. Когда Гуттенберг, в порыве раскаяния, написал письмо (кстати, на официальном бланке министерства обороны, чем добавил еще один пункт к своему делу) в университет Байройта с формальной просьбой лишить его звания доктора, ему тут же строго указали, что это теперь не его дело. Только университет решает, будет он доктором или нет. Ангела Меркель, еще в самом начале скандала, довольно робко выступила с поддержкой своего опозорившегося министра, заявив, что давно его знает, ему доверяет и вообще он хорош как человек и как министр. Ею, однако, не было и не могло быть сказано ни слова о его диссертации.
Таким образом, никакие государственные органы или официальные лица в деле не участвуют вовсе. За исключением, конечно, расследования упомянутого служебного злоупотребления, но это с научными степенями не связано.
Сегодня Гуттенберг подвергся весьма неприятной процедуре в Бундестаге, где был вынужден отвечать на вопросы по делу, оправдываться и извиняться. Человек он еще очень молодой, ему всего 39, жив его отец - известный дирижер и, понятное дело, аристократ Энох цу Гуттенберг- думаю, не обошлось и без основательной трепки со стороны родителя, имя которого теперь упоминается в основном как ГуттенПлаг. Дальнейшая политическая карьера Гуттенберга-мл. теперь под вопросом, хотя примерно 30% немцев не считают, что его научные проказы как-то влияют на его способность быть хорошим министром...
Риторический вопрос: а если бы у нас... министр обороны... или, о ужас, премьер-министр... нет, не буду продолжать. А вот дело Гуттенберга как раз продолжается. Подождем решения университетской комиссии.
Несколько ссылок по теме:
http://de.wikipedia.org/wiki/Karl-Theodor_Freiherr_von_und_zu_Guttenberg#Plagiatsvorw%C3%BCrfe_und_Folgen
http://de.wikipedia.org/wiki/Guttenberg_%28Adelsgeschlecht%29
http://de.wikipedia.org/wiki/GuttenPlag_Wiki
http://www.br-online.de/das-erste/report-muenchen/report-muenchen-guttenberg-ID1298286549682.xml
http://en.wikipedia.org/wiki/Karl-Theodor_zu_Guttenberg